Чего не хватает российскому рынку недвижимости?
Рейтинг 845
Резкие ценовые колебания, высокая зависимость от внешних факторов, отсутствие отлаженного регулирующего механизма – всё это присуще «молодым» рынкам. Достаточно понаблюдать, как работает рынок недвижимости города Воронежа, чтобы понять – до западной предсказуемости и устойчивости нам пока далеко. В чем причина? Только ли незрелостью рынка объясняется нестабильность цен на квартиры в Воронеже, парадоксальность отношений спроса и предложения, неспособность рынка выполнять возложенные на него регулирующие функции?
С момента своего зарождения в России рынок недвижимости рассматривался как самодостаточный институт, который должен был решить все вопросы за счёт действия рыночных законов при минимальном участии государства. Что мы получили в итоге? Оправдан ли такой выбор? Как сегодня происходит взаимодействие государства и рынка?
В идеале, государственные и рыночные структуры должны дополнять друг друга. Дополнять – значит, взаимно сглаживать недостатки и провалы, от которых не свободна ни одна форма социальных отношений.
То, что мы наблюдаем в России, к сожалению, далеко от классического понимания концепции «сдержек и противовесов», признанной и доказавшей свою эффективность во многих развитых странах. Сегодня Швейцария, США, Германия, Норвегия и другие развитые страны благополучно пришли к идее, от которой мы в свое время отказались – практически каждый житель этих стран может приобрести доступное жильё. При этом процесс покупки квартиры не затягивается на 20-30 лет, как в России, не сопровождается полуголодным существованием и постоянной экономией. Объясняется ли это тем, что «зрелый» и «опытный» западный рынок недвижимости просто находится на более высокой стадии развития? Или своевременными действиями государства – в виде комплекса регулирующих мер финансовой и социальной направленности? Тех самых мер, которых, к сожалению, мы пока не видим в России. У нас большинство правительственных инициатив лишь «углубляют» провалы рынка. Дефицит доступного жилья становится всё более выраженным в результате вмешательства таких серых факторов «государственного» масштаба, как бюрократия, взятки, откаты, распределения. К такому же результату привели или приведут (с большой долей вероятности) «нормальные» законодательные решения – начиная с введения института СРО и заканчивая предстоящей реформой налогообложения недвижимости. Все ожидаемые положительные эффекты разбиваются о традицию трактовки законов в пользу меньшинства, отсутствие отлаженных механизмов реализации и неизбежные «злоупотребления» на местах.
Рынок недвижимости – зеркало экономической и политической реальности России. В нём отчетливо видны неуправляемый капитализм, дефицит социальности и заботы о многих. Сегодня дисбаланс на рынке настолько выражен, что очевидно – без поддерживающих государственных мер не обойтись. При этом всё должно начинаться со строительства. Лишь масштабные застройки могут решить вопрос острого недостатка доступного жилья. Для того чтобы стабилизировались цены на новые квартиры в Воронеже, расширение строительства должно сопровождаться мерами, направленными на снижение «серых», «теневых» расходов застройщиков, на повышение реального уровня доходов населения. Все это понимают, об этом много говорят и пишут аналитики и эксперты, но вместо эффективных, продуманных действий государства мы вынуждены слушать длинные речи о «молодости» рынка недвижимости и необходимости подождать…
Копирование статьи допускается только с размещением обратной ссылки на источник /