В ожидании налога на недвижимость
Рейтинг 820
В течение нескольких лет введение налога на недвижимость вместо действующих налогов на имущество и землю остается одной из наиболее острых и широко обсуждаемых проблем.
У собственников возникает вопрос – как нововведение отразится на сумме ежегодных платежей? Инвесторы сомневаются – что выгоднее с позиции будущего налога – купить квартиру в Воронеже или коттедж в пригороде? Представители бизнеса просчитывают, насколько возрастет арендная плата за торговые площади в Воронеже и не придется ли менять офисы в центре Воронежа на офисы за городской чертой?
И общий для всех вопрос – зачем государству понадобилось столь сложное в реализации решение? Не проще ли было скорректировать процедуру оценки БТИ среднегодовой инвентаризационной стоимости, приблизив ее к рыночным показателям?
Кризисное ускорение
Решение о введении налога на недвижимость обусловлено неустойчивой экономической ситуацией. В 2009 году заметно снизилась собираемость налогов, в результате чего федеральное финансирование местных бюджетов стало затруднительным. Поэтому в начале 2010 года Правительством было принято решение активизировать процесс введения налога на недвижимость для того, чтобы увеличить налоговые поступления в местные бюджеты.
За чем дело стало?
До сих пор введению налога на недвижимость препятствовало отсутствие стандарта определения кадастровой стоимости недвижимых объектов. В ноябре 2010 года федеральная методика оценки была утверждена: приоритетным способом расчетов выбран сравнительный подход, т.е. государство готово применять те же методы оценки, что и риелторы. Несмотря на принятие столь важного документа, по заявлениям Минэкономразвития, новый налог вряд ли будет введен раньше, чем через пару лет. В министерстве ссылаются на то, что требуется выполнение большого объема работ по кадастровой оценке недвижимости и созданию информационной базы. Всеобщая оценка недвижимости независимыми специалистами (по заказу Росреестра) планируется на период 2011 – 2012 гг.
Как это может выглядеть?
До окончания этапа массовой оценки (то есть, по сути, определения налоговой базы) говорить о налоговой ставке, льготах, необлагаемом минимуме и возможном снижении ставки на уровне регионов преждевременно. Тем не менее, уже сегодня Минфином названа предельная ставка будущего налога на федеральном уровне – 0,1 % от рыночной стоимости объекта недвижимости (с возможностью корректировки на местах). Сегодняшняя ставка налога на имущество – 2 %. Означает ли это, что налогоплательщик с введением нового налога окажется в выигрыше?
Эксперты сходятся на однозначном «нет». Даже с учетом соцвычетов для малоимущих, пенсионеров и других льготных категорий граждан. Дело в том, что сегодняшние оценки имущества занижены в сравнении с рыночной стоимостью на 30-40%. После рыночной переоценки недвижимости сумма налога возрастет в несколько раз. Некоторые специалисты даже прогнозируют переселение из престижных районов малообеспеченных категорий населения.
По результатам социологических опросов, большая часть россиян (35%) считают, что сумма налога должна коррелировать с уровнем дохода, но мало кто верит, что обещанных повышающих коэффициентов для владельцев дорогостоящей недвижимости будет достаточно для установления налоговой справедливости.
Копирование статьи допускается только с размещением обратной ссылки на источник /